Центральный офис: 46-00-75, 21-42-62 | Филиалы и представители | Заявка в Троицкий Дом |
Просмотренные объекты, блокнот |
Ипотечные истории3 августа 2010
Договариваемся с родственниками, реструктурируем долг, заверяем доверенность у консула. Текст: Владимир Абгафоров | Фото: ipoteka-russia.ru «Ипотечные истории» - наша традиционная рубрика, в которой мы просим экспертов прокомментировать реальные истории, взятые из интернета или из присланных в редакцию писем. Вопросы, интересующие наших читателей нынешним летом, свидетельствуют: ипотека продолжается! Да, конечно, в результате кризиса число вновь выдаваемых кредитов снизилось. Но те, что выданы до 2008 года, вполне способны занять наше внимание на много лет вперед. А там, глядишь, и кризис закончится, и новых займов граждане наберут. Можно ли «переписать» полквартиры втихаря? Что тут можно сделать? В частности, нет ли возможности квартиру «переписать» на меня как-нибудь «втихую», чтобы папа не знал? Если начинать с прямо поставленного вопроса (второго), то ответ будет однозначным: это невозможно. На рынке недвижимости вообще ничего нельзя сделать «втихую» (разумеется, мы говорим о ситуациях, когда действующие лица остаются в рамках закона, а не пользуются, к примеру, поддельными доверенностями). Как напомнили журналу Metrinfo.Ru эксперты Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), принудительно лишить залогодателя (физического лица) его собственности не может даже залогодержатель (банк-кредитор) – все делается через решение суда. И тем более, что здесь ограничены возможности созаемщика. С другой стороны, существует ст. 325 Гражданского кодекса РФ, согласно которой при солидарной обязанности должник, исполнивший эту обязанность перед кредитором в полном объеме, вправе предъявить требование к остальным должникам на исполненную сумму за вычетом приходящейся на него доли. Выражаясь понятнее, если автор письма платит сама – она должна собирать доказательства этого факта (в частности, ни в коем случае не выбрасывать приходные ордера банка, где указаны ФИО плательщика). Потом, когда кредит будет полностью погашен, можно потребовать от созаемщика либо возместить все эти траты, либо отдать полквартиры. Но, опять-таки, через суд. Но предпочтительнее, конечно, решить проблему уже сейчас, а это возможно только при мировом соглашении всех сторон кредитного договора: созаемщиков и банка-кредитора. Владислав Есенков, заместитель начальника Управления по работе с клиентами ипотечного бизнеса банка «Унифин», рекомендует поставить в известность банк – он не менее, чем автор письма, заинтересован в надлежашем исполнении условий договора. Возможно, у банка уже есть опыт участия в подобных конфликтах, он знает, как можно укротить строптивого папеньку.
Если кредит выплачен, снять обременение и оформить собственность не успели, а два плательщика по ипотеке погибли, кому достанется квартира? Если строго по закону, то права залогодержателя прекращаются в тот момент, когда должник закрывает кредит. Снятие обременения – это уже формальность. А дети являются по закону наследниками первой очереди, они получают имущество своих погибших родителей. С другой стороны, в нашей жизни всегда не мешает подстраховаться. Прежде всего, советует Владислав Есенков («Унифин»), стоит взять в банке документ, подтверждающий, что все обязательства по кредиту выполнены, и банк не имеет к вам претензий. Во-вторых, хорошо бы написать завещание – несмотря на то, что дети – они «первой очереди». Еще наших консультантов удивило, почему срок снятия обременения обозначен таким большим. По закону он занимает пять рабочих дней, и, вероятно, имеет смысл поинтересоваться у банка, кто и зачем там «тормозит»…
Насколько аргументирована позиция банка, отказывавшего реструктурировать долг на таком странном основании? Что делать, как «достучаться» до банка, поскольку снизить ежемесячный платеж все равно хотелось бы? Ситуация, как выясняется, довольно распространенная. С одной стороны, продажа банками кредитов друг другу – давно существующая и законная практика. С другой – у банков нет единых стандартов и методики оценки рисков, требований к заемщику и кредитному договору и т.д. Добавим сюда и то, что банки (как и любые крупные структуры) довольно косны и неповоротливы. До крупного начальства ваши заявления, скорее всего, не доходят, а «мелкие сошки» не хотят брать на себя ответственность. Добавим и то, что заставить банк пересмотреть условия погашения кредита не может никто – это его внутренний вопрос, который он решает по собственному усмотрению. Что делать? Варианта два. Либо попытаться все же договориться с банком – для этого нужно пойти на прием к большому начальству. Узнайте, кто из членов правления курирует подобные вопросы, постарайтесь записаться к нему на прием. Второй вариант – рефинансирование, эта услуга после спада, вызванного кризисом, снова возвращается на рынок. Суть ее в том, что вы находите совершенно посторонний банк, согласный погасить ваш существующий кредит, и должны вы теперь будете этому новому банку. Минусы – хлопоты и траты, связанные с получением фактически нового кредита. Плюсы – это будут те условия, на которых вы договоритесь. Может быть, они окажутся выгоднее нынешних…
Что это могут быть за «черные списки»? Как человеку, попавшему в эти базы данных, «отмыться»? Особенно тому, кто и попал-то по недоразумению… Идея собирать кредитные истории граждан не нова, и обсуждать, зачем это нужно банкам, мы не будем – по причине полнейшей очевидности. Уже существует несколько крупных баз такого рода – к примеру Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Данные в эти базы активно вносятся – и здесь возможны ошибки. Что делать? Прежде всего, рекомендует Владислав Есенков («Унифин»), обратиться в банк, который выдавал ипотеку, и узнать, в какую именно организацию он передал информацию о заемщике. А также взять письмо о том, что кредит уже погашен, и претензий банк не имеет. Затем заказать в этой базе данных выписку (вам ее предоставят по паспорту) и, если обнаружится ошибка, то «отправиться к ним в гости» с письмом из банка. Этого должно быть достаточно для внесения изменений. После окончания данной процедуры будет нелишним еще раз взять выписку по кредитной истории, чтобы проверить, действительно ли изменения внесены.
Нельзя ли обойтись без этого? Интересует как собственно перевод денег, так и предшествующая ему юридическая суета. Закону такое желание не противоречит. «Осуществлять банковские переводы в счет погашения кредита возможно и за пределами РФ, - говорят эксперты АИЖК. – Однако в данном случае необходимо внимательно изучить реквизиты для осуществления платежа и связаться с кредитором. Также вносить платежи за вас может и находящееся в РФ любое частное лицо – при условии предъявления документа, удостоверяющего его личность». «Конечно, такого рода вопросы лучше (и для банка, и для плательщика) решать в личном присутствии, - соглашается Владислав Есенков («Унифин»). – Однако вы можете направить в банк письмо с описанием ситуации и указанием уважительной причины невозможности личного приезда. К уважительным причинам могут относиться медицинские противопоказания, особенности работы, наличие детей или родственников за которыми требуется постоянный уход и.т.д. В любом случае, причину лучше всего подкрепить документом, подтверждающим данные обстоятельства».
Читайте также:
|
Специальные предложения
|
Центральный офис Архангельск, ул. Попова, д. 16, 2 этаж; Филиалы |